Другие статьи по темам: аутизм, педиатр, женское здоровье

Аутизм (РАС)

Первые признаки нарушения коммуникации у детей. Как заподозрить расстройство аутичного спектра

На первом году жизни контролировать развитие ребенка не сложно. Внимательный педиатр будет строго следить за появлением новых навыков у ребенка. Да и навыков пока немного — улыбнулся, залепетал, тянется к игрушке, радуется появлению мамы.

После года с развитием ребенка все становится сложнее. Все чаще звучит прекрасная фраза - «все дети разные» - и это сущая правда. Диапазон появления новых навыков, речи, поведенческих реакций — все становится очень вариабельным. И тут важно остановиться на развитии одного очень важного навыка, который часто упускается из вида — это навык коммуникации. А нарушение развития этого навыка называется РАС — расстройство аутичного спектра.

Все мамы знают про РАС. Все читали в интернете. Но  большинство родителей выносят из этих статей лишь стандартный набор признаков — отсутствие зрительного контакта, выстраивание предметов в ряды, необщительность на детской площадке и пр.

Но все не совсем так, и дети с РАС могут прекрасно смотреть в глаза, тянуться к другим детям и ничего в ряды не выстраивать. Они даже говорить могут начать вовремя. Но они другие. Их поведение отличается. Они живут как бы сами по себе, «на своей волне». И свести это к перечню симптомов просто нереально. Но все-таки можно описать некоторые вещи, которые помогут понять суть происходящего, а также мелкие признаки, позволяющие насторожиться.

Самая яркая,  бросающаяся в глаза особенность  таких детей - это отсутствие интереса к другим людям. Здоровый ребенок, заходя в комнату, в первую очередь обращает внимание на находящихся там людей, а потом на предметы. Люди, взаимодействие с ними — основной центр, фокус интереса ребенка, как позитивного, так и может быть негативного (со страхом смотрит на врача, прячется за маму). Ребенок с РАС будто не замечает людей, иногда даже близких, он пройдет мимо и начнет играть в игрушки, не обращая внимания даже на опасного доктора в белом халате, на прямое обращение к нему. Общение часто сводится к  использованию людей для достижения своих целей (подвести маму к нужному предмету и ее рукой попытаться сделать что-то, ему недоступное, не вступая в прямой контакт). Этот признак, пожалуй, основной, и тут может быть много вариаций, в зависимости от тяжести проявления заболевания. Но основа неизменна— люди и взаимодействие с ними не являются приоритетом для ребенка с РАС.

Помимо этого есть ряд мелких, необязательных признаков, однако, наличие нескольких из них - повод насторожиться:

  • проблемы с переходом от протертой пищи к обычной, часто стойкие пищевые предпочтения, однообразный рацион
  • подолгу может заниматься чем-то в одиночку, трудно переключить, вовлечь в другие действия. Или, наоборот, крайне хаотичное поведение и игра
  • игра часто однообразна, не имеет сюжета, либо сюжет долго остается примитивным и однообразным
  • не редко такие дети имеют странные, не соответствующие возрасту интересы, например, рано заучивают цифры и буквы и предпочитают их игрушкам
  • очень часто задержка речевого развития, при этом часто ребенок издает разнообразные звуки, возгласы, как бы сам по себе, вне связи с ситуацией.
  • поздно формируются туалетные навыки — после 3-х лет.
  • малыш проявляет интерес к другим детям, может бегать рядом, но при попытках взаимодействия, совместной игры — начинаются сложности.
  • позднее становление двигательных навыков, моторная неловкость.
  • нарушение дистанции — могут залезть на колени к незнакомому человеку, но не для общения, а чтобы дотянуться до нужного предмета (использование человека, как подставки).
  • неуправляемость, истерики, агрессия и аутоагрессия.
  • нарушения сна — трудности засыпания, может проснуться ночью и долго бодрствовать.
  • стереотипные действия — подолгу открывает и закрывает двери, крутит колеса и пр.

К сожалению, на первом году жизни заподозрить аутичные расстройства обычно трудно  или невозможно. В  возрасте до года может насторожить следующее - отсутствие желания контактировать с близкими, позднее появление улыбки, лепета. Также  отсутствие интереса к первым совместным играм («ку-ку», «ладушки» и пр), слишком спокойное и независимое поведение ребенка - не просится на ручки, подолгу лежит один - «удобный ребенок». Конечно, такие симптомы повод обратиться к врачу, но встречаются они редко. Проблемы и вопросы обычно начинаются после года.

Часто ребенок, развивавшийся, вроде бы, нормально, вдруг останавливается в развитии или теряет ранее приобретенные навыки. Слова — это грозный симптом, который можно увидеть не только при аутизме, но и при ряде других тяжелых заболеваний мозга.

РАС часто сопутствуют и другие нарушения — умственная отсталость, значительная задержка речевого развития, выраженные поведенческие нарушения. Но эти состояния сложно не заметить. Зачастую родители обращаются к врачу с жалобами именно на это — несоответствие нормам развития, отсутствие речи, гиперактивность, нарушения сна. А уже потом может оказаться, что все это - симптомы РАС.

Запись на прием к врачу-педиатру

Для уточнения подробностей, пройдите консультацию квалифицированного специалиста в клинике «Семейная».

Единый контактный центр

ежедневно с 8 до 21

Чтобы уточнить цены на прием врача-педиатра или другие вопросы пройдите по ссылке ниже: