Другие статьи по темам: сексолог, сексуальность

Автор статьи: Назарьев Николай Васильевич , нарколог, психиатр, сексолог, физиотерапевт

Этапы формирования сексуальности

Стадии детской сексуальности

  • Оральная стадия (0 - 1 год). Эрогенная зона — слизистая рта и губ.
  • Анальная стадия (1 - 3 года). Эрогенная зона — слизистая оболочка кишечника.
  • Фаллическая стадия (3 - 5 лет). Высшая стадия детской сексуальности.
  • Латентная стадия (5 - 12 лет).
  • Генитальная стадия (12 – 18 лет).

Становление половой принадлежности протекает в рамках психосексуального развития. Нарушение может деформировать не только сексуальность, но и всю психику человека.

Первый этап (до 7 лет)

Первый этап (формирование полового самосознания) протекает до 7 лет. В это время на фоне развития речи, общего самосознания, способности к анализу и синтезу, овладения разговорным языком ребенок интересуется и вопросами пола. Он учится различать людей по внешности и половым признакам. Формируется уверенность в принадлежности к определенному полу и неизменяемости этого пола. Обычно этот процесс заканчивается к 3-4 годам и служит основой для дальнейшего развития сексуальности.

После 5-6 лет изменить половое самосознание человека практически невозможно. Случайное или целенаправленное воспитание, не соответствующее полу ребенка (неправильно сформированные наружные половые органы, рождение ребенка не того пола, который ожидали родители), создает значительные, порой непреодолимые трудности для последующего приспособления к половой роли.

Мать оказывает наибольшее влияние на общее и психосексуальное развитие ребенка на первом этапе. Отсутствие адекватного контакта с матерью в возрасте до 3 лет не позволяет нормально формироваться навыкам общения. Такие дети агрессивны и раздражительны. Для гармонизации развития в дальнейшем требуется много внимания и ласки.

С другой стороны, в яслях и детском саду домашние дети оказываются в стрессовой среде, приучаются к дисциплине, вынуждены подчеркивать свои мальчишеские или девчоночьи признаки. В ряде случаев тесное общение со сверстниками разных полов нормализует отставание или нарушение развития полового самосознания. В плане психосексуального развития этот период с 4 до 7 лет характеризуется затишьем.

Второй этап (с 7 до 13 лет)

Второй этап психосексуального развития — установление стереотипа полоролевого поведения. Этот период начинается примерно в 7-8 лет и длится до 12-13 лет. На основе врожденных психобиологических особенностей под влиянием семьи и социального окружения ребенок непроизвольно выбирает манеру поведения, которая наиболее полно соответствует его запросам и в то же время не противоречит общественным нормам. В этом возрасте дети пристальнее, чем раньше, вглядываются в собственных родителей, принимая за образец или отвергая их тип взаимоотношений. При холодных отношениях между родителями дети нередко вырастают такими же холодными и безэмоциональными.

При властной холодной матери и ласковом безвольном отце мальчики зачастую приобретают чрезмерно нежные качества, а девочки — грубость и нетерпимость по отношению к окружающим.

Третий этап (с 12 до 26 лет)

Третий этап — формирование психосексуальной ориентации. На фоне начинающейся и быстро возрастающей выработки половых гормонов складывается эмоционально окрашенное специфическое отношение к будущим участникам полового общения — партнеру противоположного или собственного пола.

Крайне важно привить подростку здравое отношение к окружающему его миру. Некоторые современные музыкальные группы, эстрадные и кинозвезды бравируют нетрадиционным отношением к сексуальным проблемам. И хотя чаще всего это игра на публику, подростки могут перенять внешнюю сторону подобных отношений, что нарушит их естественное сексуальное созревание и отношение к собственному и противоположному полу.

Третий этап подразделяют на три стадии. Первая — формирование платонического влечения. В это время появляется детская влюбленность, приходит желание духовного общения и совместной деятельности. Детям хочется вместе делать уроки, находится в одной компании. При правильном развитии в платоническую влюбленность постепенно вплетаются элементы эротического фантазирования, которые начинают занимать значительное место в воображении подростка. Наступает стадия становления эротического влечения. Пробуждается интерес к интимной стороне жизни, эротической литературе. В итоге фантазии реализуются с партнером. Приходит время первых свиданий, ухаживаний, поцелуев и ласк. В связи с резким ростом уровня половых гормонов большинство мальчиков и девочек начинают мастурбировать, чтобы снять излишнее половое возбуждение.

В эротическую стадию вплетаются сексуальные фантазии, так что невозможно провести четкую грань между эротической и сексуальной стадиями. Реализация влечений на эротической стадии обычно происходит с возбуждением, но без оргазма; неудовлетворенность ускоряет переход к сексуальной стадии. Сексуальные фантазии развиваются, усложняются и наконец реализуются. В начале половой жизни периоды активного сексуального поведения чередуются со временем полного воздержания. Затем половая жизнь становится регулярной, входит в определенные, довольно четкие рамки.

Каждый этап характеризуется определенным состоянием психики как в рамках общих психологических особенностей, так и в отношении к половой жизни. Особые психологические проблемы возможны в период полового созревания, когда последовательно формируется платоническое, эротическое, сексуальное влечение. Психика подростка отличается двойственностью: с одной стороны он уже не удовлетворяется ролью опекаемого, с другой — взрослые не признают его права на социальную независимость.

Раннее начало половой жизни у девушек и юношей экономически развитых стран объясняется акселерацией, изменением психологии, переоценкой морально-этических норм поведения в молодежной среде. Но при этом начало половой жизни вовсе не означает окончания процесса развития сексуальности. В течение некоторого времени продолжают отрабатываться и уточняться такие моменты, как стереотип сексуального партнера (пол, внешний вид, особенности поведения), взгляды на доступность и оправданность форм полового общения.

Четвертый этап (с 26 до 55 лет)

Период зрелой сексуальности характеризуется налаженным, взаимоприемлемым для обоих партнеров сексуальным поведением, умением контролировать половое возбуждение. Правильно сформированная сексуальность не склонна к излишней романтичности, но и не сводится только к биологической функции полового общения. В это время сексуальность проявляется, в основном, регулярной половой жизнью.

Снижение влечения

Инволюционный период (нормальное возрастное снижение полового влечения) не имеет четкого начала. Одним из первых признаков инволюции является снижение уровня полового влечения. Мужчина может сдерживать возбуждение достаточно долго (чего не мог делать в молодости), затем вынужден подстегивать себя ласками, фантазиями и другими способами, чтобы совершить коитус. Переключение с бытовых или служебных забот на сексуальный настрой затрудняется. Вынужденные периоды воздержания теряют тягостный характер, который был им присущ раньше. Обычно инволюция совпадает по возрасту с климаксом, хотя многие мужчины и женщины продолжают заниматься сексом и после полной перестройки организма.

Запись на прием к врачу-сексологу

Для уточнения подробностей, пройдите консультацию квалифицированного специалиста в клинике «Семейная».

Единый контактный центр

ежедневно с 8 до 21

Чтобы уточнить цены на прием врача-сексолога или другие вопросы пройдите по ссылке ниже: