Дети-первоклассники — родители в стрессе. Правила поведения родителей первоклассника

Дети первоклассники - родители в стрессе

В начале учебного года тяжело не только детям, но и родителям. И непонятно, для кого эта ситуация является более стрессовой. Родителям тоже нужно привыкнуть к режиму, адаптироваться к новой социальной среде,  научиться безболезненно жертвовать личным временем и некоторыми привычками.

Без паники! Сомнения и тревоги — предшкольная реакция любящих родителей, а вовсе не повод расстраиваться.

Важно помнить, что ваше отношение к школе и учебе вашего ребенка влияет на отношение, которое формируется у ребенка к этим явлениям. Эмоции, которые испытывают родители, дети очень хорошо «считывают» и начинают тоже испытывать.

Ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, отсутствие страха перед возможными ошибками ребенка, вера в ребенка, что все у него получится - это все создает положительную мотивацию вашему ребенку.

Самое важное, не поддавайтесь паническому страху. Именно он толкает на непроизвольное запугивание детей, после чего дети боятся идти в школу.

Несколько практических советов для правильного поведения родителей:

Расскажите ребенку в оптимистичной манере о своем школьном времени, своих друзьях, о проказах, приключениях, об интересных уроках, умных учителях.

Создайте интересный и положительный образ школы. Внушите, что учеба приносит радость познания, открывает перед нами много возможностей, именно благодаря ней мы становимся мудрее.

Пообщайтесь с ребенком по душам, подготовьте его к неожиданным ситуациям, подстерегающим за воротами учебного заведения: как попросить чаю в столовой, как отпроситься в туалет, как реагировать когда дразнят, или игнорируют, обсудите его действия в той или иной ситуации шаг, за шагом.

Хорошо дисциплинирует и влияет на эмоциональное и физиологическое состояние ребенка правильный режим дня. Ребенку необходим продолжительный ночной сон, регулярное питание, двигательная активность и игровая деятельность.

Чтобы ребенок полюбил сам процесс обучения, учитесь вместе с ним, личным примером покажите ему, как это интересно. Если сами родители воспринимают уроки ребенка как тяжелое бремя и начинают говорить: «Сейчас ты быстренько сделаешь уроки, а потом мы займемся с тобой чем-то интересным», ребенок тоже начинает воспринимать уроки как преграду для веселых занятий.

Во всем, что происходит, не обвиняйте окружающих его взрослых людей и детей. Объясните ребенку, что в большинстве ситуаций в его жизни он является активным участником, способным влиять на происходящее.

Все свои опасения и сложности по решению школьных вопросов обговаривайте с учителем. Все трудности лучше обсудить в самом начале, чем решать накопившиеся проблемы. Важно запомнить, что родители и учитель партнеры.

Учите ребенка общаться со сверстниками. При общении с ребенком называйте его друзей по имени. Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в играх.

Объясните ребенку правила общения с учителем и другими взрослыми людьми.

Не критикуйте при ребенке его сверстников, учителей и саму систему образования.

Важно знать обо всех событиях, происходящих в школе и за ее приделами, интересуйтесь, чем живет ваш ребенок вне стен дома, не ограничивайтесь только вопросами про учебные успехи.

Сдерживайте свои эмоции, не наказывайте ребенка без причин. Не сравнивайте с другими детьми. Хвалите за достигнутые результаты и просто так. За то, что он есть!

Проверьте себя и сделайте выводы, тест для родителей

«Готов ли я быть родителем первоклассника?» автор Т. Патрушина.

Суммируйте все положительные ответы.

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока — непосильная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным в том, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться считать, писать и читать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, что ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок пугается, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходил в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

12. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

13. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

14. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе?»

Что означают полученные результаты?

4 или менее баллов:

у Вас есть все основания встретить с оптимизмом первое сентября — вы сами готовы признать новую социальную роль Вашего ребенка.

5-10 баллов:

Вам желательно лучше подготовиться к возможным трудностям.

10 баллов и более:

Подумайте над своими ответами еще раз, возможно, Вам следует пересмотреть некоторые взгляды по изменению социальной роли Вашего ребенка.

Если Вы понимаете, что негативные чувства, тревоги и сомнения не отступают, то мы рекомендуем Вам обратиться за психологической помощью. Зачастую все страхи родителей можно объяснить детскими комплексами. И очень важно научиться разделять свои страхи на собственные и на объективные. Ведь именно от Вашего состояния зависит настрой и успехи Вашего ребенка.