Ваш ребенок - психологи воспитания

Вопросы воспитания

В своих беседах выдающийся педагог А.С. Макаренко говорил о следующих главных ошибках, которые допускают родители при воспитании детей: злоупотребление уговорами, злоупотребление разъяснительными беседами, лаской, приказом, поощрениями, наказаниями, уступчивостью, твёрдостью. Каждое из этих качеств само по себе не содержит при умеренном использовании ничего дурного. Ведь из этого высказывания никак не следует, например, что ребёнка нужно вообще лишить ласки или вообще прекратить с ним разъяснительные беседы, или никогда и ни в чём не уступать. Нет, только в крайнем своём проявлении все эти качества становятся отрицательными, становятся ошибками воспитания.

Воспитание детей – большое искусство, искусство, требующее не трафарета, а сугубо индивидуального подхода к каждому конкретному ребёнку.

О непослушании детей

Отчего оно происходит? Опыт непослушания накапливается у детей постепенно и при своём становлении постоянно и неуклонно подкрепляется неправильной тактикой родителей. Например, ребёнок плачет до тех пор, пока его не возьмут на руки, не приступает к еде, пока ему не расскажут сказку, отказывается выполнять требования матери, пока она не пообещает купить желаемую игрушку. Непослушание возникает в результате постоянных уступок, в результате не знающей никаких разумных границ, родительской любви. Недаром одним из синонимов непослушания является слово “избалованность”.

Что же, вообще не нужно показывать своей любви к детям, лишить их ласки и нежности, разговаривать с ними только в холодном и строгом тоне? Вот как ответил на этот вопрос А.С.Макаренко: “Можно быть как угодно ласковым с ребёнком, шутить с ним, играть, но когда возникнет надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у вас, ни у ребёнка не было сомнений в правильности распоряжения, в неизбежности его выполнения”.

Распоряжение должно быть понятным и посильным для ребёнка, оно не должно противоречить ни здравому смыслу, ни предыдущим распоряжениям, ни распоряжениям других родственников. Очень плохо, когда один из родителей требует одно, другой – другое, иногда противоположное. Вот ребёнок и приноравливается не слушаться ни того, ни другого. Распоряжение не должно отдаваться со злостью или раздражением, но и не должно превращаться в уговаривание.

Требования родителей к ребёнку должны быть конкретны и определённы. Бесполезно абстрактно приказывать, например, “убрать” в комнате. В силу того, что у детей только к 9-10 годам формируется абстрактное мышление, они такого приказания просто не осмыслят по-настоящему. Нужно вполне определённо и конкретно объяснить, а если нужно, то и показать, что они должны сделать и как.

Требования родителей не должны страдать непостоянством. Если вы приучаете ребёнка убирать за собой постель или мыть после еды посуду, то он должен делать это всегда, каждый день, а не от случая к случаю. Иначе один раз он схитрит и не выполнит вашего требования, в другой раз открыто откажется выполнять.

Тесно с вопросом о непослушании соприкасается проблема наказания. Можно ли наказывать ребёнка? Если можно, то как? С ростом общей культуры всё меньше остаётся сторонников так называемой “ременной педагогики”. Физическое наказание, в первую очередь, признание духовной слабости воспитателя, признание полной педагогической беспомощности.

“Наказание, - пишет А.С.Макаренко, - очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности… Цель наказания не в том, чтобы унизить маленького человека, а в том, чтобы вызвать в нём переживание сделанной ошибки”. Даже переход родителей на сухой, официальный тон в обращении с провинившимся ребёнком – достаточно суровое и действенное, по А.С.Макаренко, средство наказания. Из других видов и форм наказания можно назвать: задержку удовольствия или развлечения, запрещение выхода к друзьям, отсрочку обещанной покупки.

В любом случае наказание должно быть обоснованно и соответствовать тяжести проступка. Необоснованные, грубые наказания часто становятся причиной отсутствия контакта между родителями и детьми, не менее часто они ведут к детской нервности. Нередко нервная сшибка наступает у детей, родители которых крайне несдержанны в эмоциональном отношении. “Нельзя, - говорит А.П.Чехов, - делать детей игрушкой своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами”.

Многие родители жалуются на нехватку времени для воспитания. В самом деле, большинство родителей в наше время работают, многие, кроме основной работы, ведут большую общественную деятельность, свободного времени остаётся мало. Но и этого времени при разумном его использовании оказывается достаточно для успешного воспитания детей.

Вот, что пишет по этому поводу видный русский педагог, учитель К.Д.Ушинского, П.Г.Редкий: “Если вы подарите вашим детям хоть по нескольку минут в день на осмотр комнат, где вы живёте; если изредка побеседуете с ними в сумерки; если по воскресным и праздничным дням возьмёте их иногда с собой на прогулки городские или загородные и, спрятав свою мнимую учёность, примитесь сами снова учиться с ними вместе, то в продолжении тех лет, пока дети ваши останутся при вас, вы накопите для них значительный капитал знания и развития, который принесёт огромные проценты, а сверх того, вы сами для себя извлечёте отсюда и удовольствие, и пользу”.

Ещё несколько слов о внедомашней жизни ребёнка. Дело в том, что вне дома – в школе, во дворе, на улице ребёнок может быть несколько иным, чем в семье. Домашний деспот, кумир семьи может занимать в ребячьем коллективе далеко не первое место, быть незаметным, заурядным, трусливым. Подобные диспропорции почти всегда ведут к нервности, к невротическим реакциям. Поэтому родители обязаны знать, что представляют собой их дети во внедомашней обстановке, чтобы вовремя заметить и по мере возможности ликвидировать возникающие “диспропорции”.

Великий древнегреческий философ Платон писал, что «нет ничего божественней воспитания», что «только через воспитание человек делается настоящим человеком». Таким образом, от нас самих - от родителей зависит, какими вырастут наши дети.

Психолог - Петрова Оксана Николаевна.