Школа материнства (лекция 3)

Уход за кожей новорожденного

Принципы ухода за кожей новорожденного вытекают из ее структурных и функциональных особенностей. В двух словах их можно сформулировать примерно так: нужно помогать коже выполнять свою защитную функцию - и не мешать ей дышать.

Попробуем перечислить основные процедуры, которые помогут следовать этому принципу:

Обеспечение оптимальной температуры окружающей среды, наряду с привычным гигиеническими процедурами, является одним из важнейших условий правильного ухода за кожей новорожденного. Связано это с тем, что младенческая кожа еще не в силах справляться с терморегуляцией, то есть сохранять постоянную температуру тела при изменениях температуры окружающей среды. Поэтому, в помещении, где находится ребенок, нужно поддерживать постоянную температуру (около 20° С). И переохлаждение и перегрев одинаково нежелательны для ребенка (при перегревании, в частности, может развиться потница).

Купание. Если нет противопоказаний по состоянию здоровья, новорожденного необходимо ежедневно купать. В городских условиях используется обычная вода из-под крана (36-37° С). До полного закрытия пупочной ранки следует добавлять в воду "марганцовку" (слабый раствор перманганата калия)

2 раза в неделю рекомендуется мыть ребенка детским мылом, 1-2 раза в неделю мыть голову (детским мылом или специальными детскими шампунями).

Увлажнение кожи. Кожу ребенка надо осматривать каждый день. Если вы заметили сухость определенных участков, их необходимо увлажнить. Для этого подходят как простые домашние средства - подсолнечное или оливковое масло (только предварительно простерилизованное), так и фирменные масла для ухода за детской кожей. Можно использовать и вазелиновое масло, хотя оно менее эффективно.

Обработка естественных складок кожи. После увлажнения кожи необходимо обработать паховые, шейные, подколенные и другие складки кожи. Для этого можно применять специализированные кремы, например "Детский".

Нельзя мазать кремом все тело: это парализует дыхательную функцию кожи и даже может привести к гипоксии (недостатку кислорода в крови).

Обработка пупочной ранки. Пупочная ранка обрабатывается до тех пор, пока она полностью не закроется, и при ее обработке не будет отсутствовать отделяемое. Для обработки рекомендуется 3% раствор перекиси водорода, края пупочной ранки при этой процедуре необходимо раздвигать. Если на дне ранки есть корочки, их необходимо удалить. В заключение ранку обрабатывают 1-2% раствором бриллиантовой зелени или 5% раствором перманганата калия. (Технике обработки пупочной ранки родителей обучает патронажная сестра.)

Воздушные и солнечные ванны родители воспринимают, прежде всего, как закаливающие процедуры, однако они являются и неотъемлемым элементом гигиены кожи, поскольку способствуют профилактике потницы и опрелостей.

Принимающий такую ванну ребенок ни в коем случае не должен находиться под воздействием прямых солнечных лучей; он может полежать в саду в тени деревьев, под решетчатым тентом или на веранде (конечно, при адекватной температуре воздуха). Такой режим позволит ребенку и хорошо "проветриться", и получить минимальную дозу ультрафиолета, нужную для выработки витамина D.

Зимой, естественно, придется обойтись без солнечных ванн, но воздушные можно устраивать и в квартире. При пеленании или переодевании оставляйте малыша на некоторое время голеньким.

Новорожденному будет достаточно полежать на животе 2-3 минуты перед каждым кормлением, трехмесячный малыш в общей сложности может принимать воздушные ванны 15-20 минут в день, к полугоду их время нужно увеличить до 30, а к году - до 40 минут в день.

Однако, даже самое строгое выполнение всех этих процедур может оказаться неэффективным при несоблюдении элементарных гигиенических норм. Так что не забывайте: все предметы ухода за ребенком должны быть только индивидуальными - предназначенными исключительно для него, их следует держать в строго определенном месте и всегда накрывать чистой салфеткой, остальные члены семьи и особенно старшие дети не должны иметь к ним доступа.

Читайте также:

Школа материнства (лекция 1)

Школа материнства (лекция 2)