Первоклассник — новый этап в жизни Вашего ребенка и Вашей семьи. Адаптация к школе

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Еще есть время, как следует подготовиться к школе, сделать обучение радостью. Неважно, осталось ли до этого несколько месяцев или год. Важно сейчас найти «слабые места» у вашего ребенка и сделать их «сильными» В этом вам помогут психологи клиники  «Семейная».

Начало школьного обучения приходится на кризис 7 лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что ребенок становится­ не то, чтобы непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения.

Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности, в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника, новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.

Резко меняется и характер деятельности. Раньше большую часть времени составляли детские  игры, волновал и захватывал сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат и его оценка. Поэтому возникает кризис в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

Очень частый вопрос, который задают родители будущих первоклассников на приеме у психолога: как добиться, чтобы адаптация ребенка в школе прошла безболезненно и быстро?  Этот вопрос является очень существенным, так как  именно адаптивность к школьным условиям является главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников.

Самое главное нельзя слепо надеяться, что адаптация ребенка в школе успешно пройдет сама собой. Этому процессу можно и  нужно помочь. Как бы банально это ни звучало — поможет родительская любовь, ласка, забота. Ребенок как никогда нуждается в них. Родители должны искренне интересоваться школьной жизнью, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе.

Ребенку необходимо  ощущение собственной успешности. Поэтому первое время ребенку особенно важно поощрение. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Бывает и так, что порой не знаешь, за что ребенка похвалить. В этом случае нужно найти что-то такое, что у него хорошо получается, пусть это всего лишь крючок из прописей.

Школьная жизнь - это не только радостные моменты. Иногда ребенок бывает грустным, рассерженным, обиженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ему возможность выразить свои негативные  чувства. Первокласснику необходимо  наше понимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе действительно может быть неинтересным или трудным, мы поможем ребенку освободиться от плохих мыслей и чувств.

Адаптация к школе - это многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально - психологическая (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Существует много специальных программ,  направленных на помощь в  адаптации к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций, составленных с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей вашего ребенка.

На консультации психолога Вы узнаете:

  • как изменяется самосознание личности первоклассника и происходит переоценка ценностей;
  • как использовать способности ребенка для решения проблем;
  • как правильно развивать учебную мотивацию;
  • как приучить ребенка к самостоятельности;
  • что делать, что бы возможные неудачи не привели к формированию комплекса неполноценности и не повлияли негативным образом на развитие самооценки ребенка;
  • какие существуют дополнительные стимулы для обучения;
  • и многое другое, что необходимо для успешной адаптации в школе.

Приходите на консультацию, ведь  именно совместные усилия родителей и специалистов способны снизить риск возникновения дезадаптации и трудностей обучения.

Дорогие родители! Помогите ребенку сделать свой первый шаг в новую жизнь, не оставляйте его один на один со своими чувствами и проблемами. Пусть 1 класс станет для Вас и Вашего ребенка самым радостным, самым светлым и самым запомнившимся периодом в жизни!