Артикуляционная гимнастика – важнейший этап в подготовке к постановке любого звука

Артикуляционная гимнастика

Исправлением дефектов звукопроизношения у детей должен заниматься специалист-логопед. Но подготовительную работу - проведение артикуляционной гимнастики, закрепление в домашних условиях занятий логопеда, могут осуществлять взрослые, находящиеся рядом с ребенком. Для занятий с ребенком дома потребуется зеркало, в котором отразятся лица взрослого и ребенка. Взрослому предстоит вместе с ребенком проделать все упражнения, добиваясь их четкости, точности, устойчивости, силы. Зрительный контроль позволит ребенку ориентироваться на образец и уточнять собственные движения. Ребенок должен заниматься ежедневно по 20-30 минут (можно с перерывом). Вот некоторые статические и динамические упражнения, которые используются для подготовки к постановке большинства звуков речи:

1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, удерживать до счета 10, следить, чтобы язык не дрожал. Убрать в рот, повторить 8 раз.

2. «Чашечка». Рот широко открыть, широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Повторить 8 раз.

3. «Парус». Рот широко открыть, узкий язык поднять кверху, коснуться альвеол (бугорков) за верхними зубами. 8 раз.

4. «Иголочка». Рот приоткрыть, узкий напряженный язык высунуть как можно дальше.

5. «Часики». Рот приоткрыть, высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. 8 раз.

6. «Вкусное варенье». Рот приоткрыть, высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать вглубь рта.

7. «Лошадка». Максимально открыть рот, поднять язык вверх, присосать его к нёбу, затем щелкнуть языком. Повторить 16 раз. </p>

8. «Маляр». Сделать упражнение «Парус», а затем двигать кончиком языка по поверхности неба вперед-назад.

<Совместное выполнение упражнений ребенком и родителями дома позволит ускорить работу логопеда по коррекции звукопроизношения, создаст в семье атмосферу сотрудничества и веселья.

Как помочь вашему ребёнку в развитии речи с раннего возраста?

Специалисты считают, что дефекты речи нужно выявлять как можно раньше и при необходимости сразу назначать лечение. Наиболее важный период овладения языком – от года до шести лет. К тому времени, когда ребёнок идёт в школу, формирование его речи должно быть в основном завершено. Если к четырём годам в произношении остаётся много погрешностей, логопеды советуют не ждать, когда ребёнок это «перерастёт», а идти к специалисту. Родители должны тоже помочь ребёнку.

Поддерживайте беседу

Если ребёнок произносит слово неправильно, скажите его так, как надо, но не заставляйте малыша повторять его за вами. Так он запомнит слово и его произношение, не теряя желания разговаривать. Развивайте тему разговора, и ваш ребёнок почувствует себя более уверенно.

Придумывайте вместе истории

Это развивает фантазию и стимулирует внимание. Автоматически растёт словарный запас.

Следите за тем, сколько времени ваш ребёнок проводит перед телевизором

Разрешайте смотреть только те программы, которые соответствуют его возрасту. Лучше, если он будет смотреть их вместе с кем-то из родителей, чтобы он мог обсудить увиденное и задать вопросы.

Вспомогательное лечение

Выясните у специалиста, что ещё кроме занятий с логопедом, может быть полезным. Детям, имеющим трудности в артикуляции, рекомендуется развивать мелкую моторику пальцев рук. Принесут пользу и массаж, и бег, и плавание, и витаминотерапия.

Советы логопеда

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

  • посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
  • в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку.

5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.